Повышение квалификации – это один из двух видов дополнительного профобразования персонала предприятий и организаций любой формы собственности. Она направлена на усовершенствование специальных компетенций – знаний, умений и навыков – сотрудников в границах уже имеющейся у них квалификации.
Источник: https://edunews.ru/kursy/info/vidy-i-formy-povyshenija-kvalifikacii.html
© edunews.ru
В общем, дополнительное профобразование призвано обеспечить соответствие компетентности кадров изменяющимся условиям профессиональной деятельности и реалиям социально-экономической среды. В частности, главная цель повышения квалификации – предоставить работникам актуальную информацию о последних научных достижениях, передовом отечественном и мировом опыте в определенных отраслях. Кроме того, цель повышения квалификации сотрудников состоит в том, чтобы привести их практико-теоретические знания в соответствие, во-первых, требованиям работодателя, во-вторых, нормам профстандартов и ЕКСД (классификатора должностей руководителей, специалистов и служащих), которые устанавливают уровень компетентности и образования работников различных профессий. Для представителей большинства профессий повышение квалификации проводят не реже 1 раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения курсов определяет работодатель, фиксируя свое решение в нормативном внутреннем акте. Формы Согласно ФЗ № 273 и приказу Минобрнауки № 499 образовательная организация самостоятельно устанавливает формы и сроки обучения по программам повышения квалификации и указывает их в договоре о ДПО (дополнительном профобразовании), который заключается перед началом занятий. Учеба может проходить в разных формах: очно; дистанционно; очно-заочно (по вечерам); в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием: дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи); и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами, обучающими видео, тренировочными тестами и т. д). Соответственно, повысить квалификацию можно: с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы; без отрыва от трудовой деятельности; с частичным отрывом от трудовой деятельности. Варианты Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин). Законодательство предусматривает повышение квалификации по индивидуальному учебному плану (например, ускоренное обучение). Порядок персонального изучения программы устанавливается в локальном нормативном акте образовательной организации. Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации. Кстати, в соответствии с ФЗ № 273 повышение квалификации допускается проходить частично или полностью в форме индивидуальной или групповой стажировки, в ходе которой слушатель курса может: самостоятельно работать с учебной литературой; участвовать в планировании работы предприятия, совещаниях, деловых встречах, чтобы приобрести организаторские навыки; изучать технологию производства; составлять техническую и нормативную документацию; выполнять функциональные обязанности сотрудника предприятия как дублер или врио – временно исполняющий обязанности. По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе. Повышать квалификацию можно параллельно с учебой по основным программам высшего или среднего профессионального образования, проще говоря, учась, даже впервые, в ссузе или вузе. Но в этом случае удостоверение об окончании курсов выдадут только одновременно с дипломом колледжа или университета. Если друг случится так, что студента отчислили и он не завершил своего базового профессионального образования в ссузе или вузе, то документ о повышении квалификации он не получит – по одной простой причине: к обучению по программам допобразования допускаются слушатели, уже имеющие либо получающие среднее или высшее профессиональное образование. Виды Курсы повышения квалификации принято делить на краткосрочные и длительные, но актуальное законодательство такого разделения программ официально не предусматривает. Приказ № 499 устанавливает, что продолжительность занятий не должна быть меньше 16 часов, при этом максимальный период обучения не ограничивается. После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:
Источник: https://edunews.ru/kursy/info/vidy-i-formy-povyshenija-kvalifikacii.html
© edunews.ru